Положение о порядке разработки образовательной программы дошкольного образования

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребѐнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
-определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также
взаимодействия педагогических и общественных объединений.
4.Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Примерных образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2.Основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке
Дошкольное образовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в
качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в
одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных
практиках;
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства;
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой
совокупностью требований;
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и

направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные
условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания
государственных услуг по реализации образовательной программы;
Основная образовательная программа - нормативный документ дошкольного образовательного
учреждения, разработанный на основе примерной основной образовательной программы, который
регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности
дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного
образовательного стандарта;
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,
осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или
нахождением в образовательной организации;
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях
с дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по воспитанию, обучению
воспитанников и (или) организации образовательной деятельности;
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и
инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные
материальные объекты, необходимые для организации воспитательной и образовательной
деятельности
Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные представители)
воспитанников, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
3.Статус и формат основной образовательной программы дошкольного образования
3.1. Основой для разработки основной ООП дошкольного образования является федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который является
нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
3.2.ООП дошкольного образования является нормативным документом дошкольного
образовательного учреждения, разрабатываемым на основе примерной основной образовательной
программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и
содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации
соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.
3.3. Примерная (ые) основная образовательная программа дошкольного образования
разрабатывается на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе
ФГОС и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России.
3.4. ООП дошкольного образования самостоятельно проектируется в дошкольном образовательном
учреждении как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и

индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объѐм, содержание и планируемые результаты в виде
целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия
образовательного процесса.
3.5. ООП дошкольного образования направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего
личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности
(игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
3.6. Содержательной основой ООП дошкольного образования является ее направленность на
создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребѐнка. Образовательная среда
составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные
(гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и
общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса,
включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и
разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников,
задачам развития и социализации) условия.
3.7. ООП дошкольного
образования разрабатывается и утверждается дошкольным
образовательным учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования.
3.8. ООП дошкольного образования реализуется в течение всего времени пребывания
воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
3.9. ООП дошкольного образования функционально взаимосвязана с основными документами,
определяющим развитие образовательной и воспитательной системы МАДОУ «Детский сад №5
«Золотая рыбка»
4.Структура основной образовательной программы дошкольного образования
4.1. Содержание ООП дошкольного образования в обязательном порядке охватывает следующие
образовательные области:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4.2. Разработка ООП дошкольного образования базируется на обязательном учете следующих
аспектов социальной ситуации развития ребѐнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. Структура ООП дошкольного образования представлена обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими
и необходимыми с точки зрения реализации требований соответствующего ФГОС. Обязательная

часть ООП дошкольного образования составляет не менее 60% от еѐ общего объѐма, а часть,
формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40%.
4.4. Обязательная часть ООП дошкольного образования предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие воспитанников во всех четырѐх взаимодополняющих образовательных
областях, указанных в п.4.1. настоящего Порядка, и должна быть направлена на решение
следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и
большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту,
социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе
первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия
музыкального, изобразительного), мира природы.

произведений

искусства

(словесного,

4.5. Решение задач развития воспитанников в четырѐх образовательных областях, указанных в п.4.1.
настоящего Порядка, должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах
деятельности:
- двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также
при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
- игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссѐрской и игры с правилами);
- коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
устной речью как основным средством общения);
познавательно-исследовательской
экспериментирования с ними);

(исследования

объектов

окружающего

мира

и

- восприятия художественной литературы и фольклора;
- элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей,
бумаги, природного материала и т.д.);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных
инструментах).
4.6. Содержание образовательной работы в рамках реализации обязательной части ООП
дошкольного образования должно обеспечивать развитие у воспитанников первичных
представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах
окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии культур
стран и народов мира.

4.7. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается на
основе выбранных и (или) разработанных самостоятельно участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы и
отражает следующие основные аспекты:
- видовая принадлежность дошкольного образовательного учреждения (например, коррекционная,
оздоровительная и т.д., указать какая);
- наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения и воспитания детей;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
- особенности организации мероприятий по физическому, социально-личностному, познавательноречевому, художественно-эстетическому развитию детей;
- специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
- поддержка интересов педагогических работников дошкольного образовательного учреждения,
реализация которых соответствует целям и задачам ООП;
– сложившиеся традиции дошкольного образовательного учреждения (группы).
4.8. Часть ООП дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений,
может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков ООП.
4.9. В зависимости от направленности функционирующих в дошкольном образовательном
учреждении групп воспитанников дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения
обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом
приоритетной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.10. Для воспитанников старшего дошкольного возраста, в ООП отражается приоритетная
деятельность дошкольного образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
4.11. Общий объем обязательной части ООП рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации ООП дошкольного образования.
4.12. Общий объем обязательной части ООП дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья, которая реализуется в группе комбинированной направленности,
рассчитывается с учетом направленности ООП, в соответствии с возрастом воспитанников,
основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной
недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

коррекцией

- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и
(или) психическом развитии воспитанников, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность воспитанников;
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.13. ООП дошкольного образования в МКДОУ «Детский сад «Солнышко», включает раздел,
отражающий содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования. Данный
раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в
которых должен быть рассмотрен механизм адаптации ООП для детей с ограниченными
возможностями здоровья и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
4.14. Раздел ООП, отражающий коррекционную работу, предусматривает описание специальных
условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий.
4.15. Коррекционная работа и (или) инклюзивное образование в рамках реализации ООП
дошкольного образования направлены на:
– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной
помощи в освоении ООП;
– освоение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами ООП,
их разностороннее развитие с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
4.16. ООП дошкольного образования содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
4.17. Функциональное назначение целевого раздела ООП связано с общим назначением, целью,
задачами и целевыми ориентирами реализации ООП дошкольного образования и способами
достижения данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы:
– цели и задачи реализации ООП дошкольного образования;
– значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе психолого-возрастные и
индивидуальные особенности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их
образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий
(региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и
др.;
– принципы и подходы к формированию ООП дошкольного образования.
4.18.Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания дошкольного
образования. Содержательный раздел ООП включает в себя:
- цели и задачи образовательной работы с учѐтом психолого-возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
- содержание образовательной работы по видам деятельности воспитанников с учѐтом
используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

- описание основных технологий реализации ООП (форм, методов, приѐмов, средств образования) с
учѐтом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
4.19. Функциональное назначение организационного раздела ООП связано с определением общих
рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации ООП. Структура
организационного раздела представлена:
- характеристикой жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и (или) режим дня, а
также особенностями традиционных событий, праздников, мероприятий;
- особенностями работы в четырѐх основных образовательных областях в разных видах
деятельности и (или) культурных практиках;
- особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды;
- характеристикой основных принципов, методов и (или) технологий реализации ООП, в том числе
связанных с обеспечением адаптации воспитанников в дошкольном образовательном учреждении
(группе);
– способами и направлениями поддержки детской инициативы;
– особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
4.20. Структура ООП дошкольного образования также представлена дополнительным разделом текстом еѐ краткой презентации. Краткая презентация ОПП должна быть ориентирована на
родителей воспитанников и доступна для ознакомления. В краткой презентации ООП должны быть
указаны:
- возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в МАДОУ
«Детский сад №5 «Золотая рыбка» комбинированного вида, в том числе категории детей с
ограниченными возможностями здоровья, если возможность их образования предусматривается;
- реализуемые примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их
обязательную часть;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков ООП.
4.21. Механизмом доведения до родителей воспитанников и других заинтересованных лиц текста
краткой презентации ООП является издание соответствующего приказа руководителя дошкольного
образовательного учреждения с указанием формы доведения и ответственных лиц.
4.22. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребѐнка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
отсутствие возможности вменения ребѐнку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребѐнка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. В этой связи в ООП отдельным разделом включаются
целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
4.23. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации
ООП, а также от еѐ характера, особенностей развития воспитанников на основе соответствующего
Федерального государственного образовательного стандарта.

4.24. Разработка каждого раздела ООП дошкольного образования осуществляется в строгом
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утверждаемым Министерством образования и науки РФ.
4.25. Достижение целевых ориентиров освоения ООП дошкольного образования осуществляется на
основе разработанной в МАДОУ «Детский сад №5 «Золотая рыбка» системы условий реализации
ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Данная система включает в
себя следующие основные элементы:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами
ООП дошкольного образования образовательного учреждения;
- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
- сетевой график по формированию необходимой системы условий;
- контроль за состоянием системы условий.
5. Этапы разработки и утверждения основной образовательной дошкольного образования
5.1. В целях разработки ООП дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад №5 «Золотая
рыбка»
создается рабочая группа, состав которой утверждается приказом руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
5.2.Состав рабочей группы по разработке ООП дошкольного образования формируется из числа
сотрудников дошкольного образовательного учреждения и представлен руководителем рабочей
группы и ее членами.
5.3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет старший воспитатель, в функции которого
входит проведение методической работы.
5.4.Рабочая группа по разработке ООП дошкольного образования формируется из числа
воспитателей и педагогов.
5.5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта ООП дошкольного образования, используя в
качестве основы ФГОС дошкольного образования и примерную(ые) основную образовательную
программу дошкольного образования.
5.6. Разработанный проект ООП дошкольного образования рассматривается руководителем
дошкольного образовательного учреждения и педагогическим советом. В случае наличия замечаний
и предложений проект ООП дошкольного образования отправляется на доработку в рабочую
группу. Решение о согласовании ООП с педагогическим советом закрепляется соответствующим
протоколом.
5.7. Следующим этапом является рассмотрение проекта ООП дошкольного образования советом
родителей (родительским комитетом) (законных представителей). Решение о согласовании ООП с
советом родителей (законных представителей) (родительским комитетом) закрепляется
соответствующим протоколом.
5.8. После всех этапов согласования ООП дошкольного образования утверждается в соответствии с
уставом дошкольного образовательного учреждения.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и
утверждении основной образовательной программы дошкольного образования

6.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения имеет право:
- формировать рабочие группы по разработке ООП дошкольного образования, отдавать
соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью;
- рассматривать ООП дошкольного образования на этапах ее разработки и подготовки к
утверждению;
- давать предложения и рекомендации по формированию ООП дошкольного образования;
- утверждать ООП дошкольного образования в соответствии с уставом общеобразовательного
учреждения.
Обязан:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными
нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ООП дошкольного
образования;
- учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в
процессе разработки и утверждения ООП дошкольного образования;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.2. Педагогические работники
имеют право:
- участвовать в разработке ООП дошкольного образования;
- использовать лучший опыт других образовательных
содержательной части ООП дошкольного образования;

организаций

при

формировании

- повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ;
- давать предложения и рекомендации в ходе разработки ООП дошкольного образования,
высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения;
- участвовать в согласовании ООП дошкольного образования.
Обязаны:
- соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные
нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ООП дошкольного образования;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.3. Родители (законные представители) воспитанников:
имеют право:
- участвовать в обсуждении ООП дошкольного образования, высказывать свое мнение, давать
предложения и рекомендации;
- участвовать в согласовании ООП дошкольного образования.
Обязаны:
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».