Приложение 1
Принято:
Общим собранием работников МАДОУ
«Детский сад №5 «Золотая рыбка»
комбинированного вида
Протокол №1 от 09.01.2017г.
Утверждено приказом от 09.01.2017г.
№ 1-11 «Об утверждении положения о
внутриучрежденческом (должностном)
контроле в Муниципальном
автономном дошкольном
образовательном учреждении
«Детский сад №5 «Золотая рыбка»
комбинированного вида
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутриучрежденческом (должностном) контроле в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №5 «Золотая рыбка»
комбинированного вида
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Золотая рыбка»
комбинированного вида (далее – Организация) в соответствии с федеральным законом от
29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 сентября 1999 года №2206-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 07 февраля 2001
года №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля
руководителей образовательных учреждений», Уставом Организации и регламентирует
содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Организации.
1.2. Должностной (внутриучрежденческий) контроль является основным источником
информации для анализа состояния деятельности Организации, получения достоверных
результатов деятельности всех участников образовательного процесса.
1.3. Должностной (внутриучрежденческий) контроль заключается в проведении
администрацией Организации и (или) специально созданной комиссией наблюдений,
обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей
компетенции за соблюдение работниками Организации законодательных и иных
нормативно-правовых
актов РФ, органов местного самоуправления, Учредителя,
Организации в области образования, воспитания и защиты прав детей.
1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются
законодательством в области образования, Указами Президента РФ, постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами, изданными
Министерством образования и науки РФ, Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области, администрации Верхнесалдинского городского
округа, приказом от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом Организации,
локальными актами Организации, настоящим Положением, приказами о проведения
контроля, должностными инструкциями.
1.5. Целями контрольной деятельности являются:
- соблюдение законодательства РФ в области образования;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
образовательной организации;
- совершенствование деятельности Организации;
- соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования;
- повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических
работников Организации;
- повышение эффективности результатов образовательного процесса;
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного
процесса.
1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
2. Основные задачи должностного (внутриучрежденческого) контроля
2.1. Основными задачами должностного (внутриучрежденческого) контроля являются:
- контроль исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность
Организации;
- выявление случаев нарушений и неисполнения
нормативно-правовых актов,
регламентирующих деятельность Организации, принятие мер по их пресечению;
- изучение результатов деятельности сотрудников, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой
основе предложений по изучению, обобщению и распространению передового
педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- совершенствование качества воспитания и образования
воспитанников с
одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
- контроль реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, соблюдения Устава и иных локальных актов
Организации;
- анализ результатов исполнения приказов по Организации;
- анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в
Организации;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности работников
Организации.
3. Организационные виды, формы и методы должностного
(внутриучрежденческого) контроля
3.1. Контрольная деятельность может осуществляться в виде мониторинга, плановых и
оперативных проверок.
3.1.1. Контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учѐт, обработку
и анализ информации по результатам образовательного процесса для эффективного
решения задач управления качеством образования (результат образовательной
деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение
режимных моментов, методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства
и т.д.).
3.1.2. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с
утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает
нерациональное
дублирование в организации проверок и доводится до членов
педагогического коллектива в начале учебного года.
3.1.3. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для
установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
3.2. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль проводится
в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и
более направлений).
3.2.1. Тематическая проверка проводится по отдельным проблемам деятельности
Организации. Тематическая проверка направлена не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных и
здоровьесберегающих технологий, форм и методов работы, опыта работников
Организации. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы
Организации на основе проблемно-ориентированного анализа работы Организации по
итогам предыдущего учебного года.
3.2.2. Комплексная проверка проводится с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса. Комплексная проверка предусматривает проверку
в полном объѐме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта
форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении
программы воспитания в целом, даѐт материалы для глубокого педагогического анализа,
выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе.
3.2.3. Методами должностного (внутриучрежденческого) контроля могут быть: анализ
документации, обследование, наблюдение, экспертиза, анкетирование, тестирование,
опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения
образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению
цели контроля.
4. Организация должностного (внутриучрежденческого) контроля
4.1. Должностной (внутриучрежденческий) контроль осуществляется заведующим
Организацией, старшей медицинской сестрой, старшим воспитателем, а также
руководителями методических объединений, другими специалистами в рамках
полномочий, определѐнных приказом заведующего и согласно утверждѐнного плана
должностного (внутриучрежденческого) контроля.
4.2. Контрольная деятельность является составной частью годового плана работы
Организации.
4.3. Заведующий Организации не позднее, чем за 2 недели, издаѐт приказ о сроках и
составе комиссии тематической и комплексной проверки, устанавливает срок
предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения
проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля.
4.4. План-задание предстоящей проверки составляется заведующим Организацией или
старшим воспитателем или старшей медицинской сестрой. План-задание определяет
вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость
результатов должностного (внутриучрежденческого) контроля. Для подготовки итогового
документа.
4.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью
получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах
деятельности работников Организации. Нормирование и тематика проверок находятся в
исключительной компетенции заведующего.
4.6. Основания для должностного (внутриучрежденческого) контроля:
- план-график контроля;
- задание руководства органа управления образованием – проверка состояния дел для
подготовки управленческих решений (которое должно быть документально
оформленное);
- обращения физических и (или) юридических лиц по поводу нарушений в области
образования – оперативный контроль.
4.7. Продолжительность тематических и комплексных проверок не должна превышать
5-10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других
мероприятий.
4.8. Работник должен быть предупреждѐн о проведении плановой проверки заранее.
4.9. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие
работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная
жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника,
законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства
РФ, трудовой дисциплины работниками Организации.
4.10 Результаты тематической и комплексной проверки оформляются в виде справки о
результатах контроля. Итоговый документ должен содержать констатацию фактов,
выводы и при необходимости предложения.
4.11. Информация о результатах должностного (внутриучрежденческого) контроля
доводится до работников Организации в течение 7 дней с момента окончания проверки.
4.12. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной
деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом
проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом
или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись
проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку,
или заведующий Организацией.
4.13. По итогам контроля, в зависимости от его вида, формы, целей, задач, а также с
учѐтом реального положения дел:
- проводятся заседания педагогического совета, производственные совещания, рабочие
совещания с работниками Организации;
- сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуре дел Организации;
- результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников,
но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии.
4.14. Заведующий Организацией по результатам контроля принимает следующие
решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
- о повторном контроле с привлечением определѐнных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических
и других работников;
- о поощрении работников и др.
4.15. О результатах проверки сведений, изложенных в обращении родителей (законных
представителей), а также в обращении либо запросах других граждан и организаций,
сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
5. Примерный перечень вопросов, подлежащих должностному
(внутриучрежденческому) контролю
5.1. Заведующий Организацией и (или) по его поручению заместитель заведующего по
хозяйственной части, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, старший
воспитатель, старшая медицинская сестра и другие специалисты в рамках полномочий,
определяемых приказом заведующего Организацией, вправе осуществлять должностной
контроль результатов деятельности работников по вопросам:
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по
назначению;
- использование методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализация утверждѐнной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и годового плана Организации;
- соблюдение тематических планов, циклограммы образовательной деятельности;
- соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
образовательной Организации;
- другим вопросам в рамках компетенции проверяющих лиц.
5.2. Приложением к данному Положению являются план-график и циклограмма
внутриучрежденческого контроля.
6. Права участников должностного (внутриучрежденческого) контроля
6.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями работника
Организации, его аналитическими материалами;
- изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и
анализ непосредственно образовательной деятельности, других мероприятий с детьми,
наблюдение режимных моментов;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
6.2. Проверяемый работник Организации имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и замечаниями проверяющих;
- обратиться в вышестоящие органы управления образованием при несогласии с
результатами контроля.
7. Ответственность
7.1. Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Организации, несут
ответственность:
- за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по контролю;
- за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных
мероприятий;
- за качественную подготовку к проведению контрольной деятельности работника;
- за ознакомление с итогами проверки до вынесения результатов на широкое обсуждение;
- за обоснованность выводов по итогам проверки.
8. Делопроизводство
8.1. Справка по результатам тематического и комплексного контроля должна содержать
в себе следующие разделы:
- вид контроля;
- форма контроля;
- тема проверки;
- цель проверки;
- сроки проверки;
- состав комиссии;
- результаты проверки (перечень проведѐнных мероприятий, документации и т.д.);
- положительный опыт;
- недостатки;
- выводы;
- предложения и рекомендации;
- подписи членов комиссии;
- подписи проверяемых
8.2. По результатам тематических и комплексных проверок заведующий Организацией
издаѐт приказ, в котором указываются:
- вид контроля;
- форма контроля;
- тема проверки;
- цель проверки;
- сроки проверки;
- состав комиссии;
- результаты проверки;
- решение по результатам проверки;
- назначаются ответственные лица по исполнению решения;
- указываются сроки устранения недостатков;
- указываются сроки проведения повторного контроля;
- поощрение и наказание работников по результатам контроля.
8.3. По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым,
при необходимости – готовится сообщение о состоянии дел на административное
совещание, педагогический совет, Общее собрание.