Логопед

09.06.2025

Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением

Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением

Закономерности овладения правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития.

  1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.
  2. Трудные по артикуляции звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей.
  3. Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель.
  4. Возрастное нарушение звукопроизношения проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их), или их заменяют другими звуками, но правильно произносимыми.
  5. Не позднее 5-6 летнего возраста период нарушения звукопроизношения заканчивается.

Последовательность усвоения звуков

  • На 1-2 году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: «МАМА», «ПАПА», «БАБА».1
    • В период от 2-3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных звуков: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х и звук Й.
    • 2
      • В возрасте от3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поэтому у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения.3
        • В возрасте 5-6 лет ребенок овладевает звуками сложной артикуляции: Р и твердое Л. У многих детей с хорошо развитой артикуляционной моторикой эти звуки могут появиться и раньше.
         

        Это важно знать и помнить!

        • Начиная с раннего возраста необходимо обращать серьезное внимание на состояние звукопроизношения у ребенка.
        • Взрослым важно знать и своевременно заметить различия между возрастными и патологическими особенностями произношения звуков речи.
        • Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых.
        • Если замечено нарушение звукопроизношения, не соответствующее возрасту ребенка, обратитесь к специалисту.
        • 4

          Овладение правильным звукопроизношением является неотъемлемой частью сформированности речевой деятельности ребенка.

Психологическая-база-речи-у-дошкольников.docx (скачать)

Игры в звуки для детей 3-4 лет

05.06.2025

Заводные игрушки

 

Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

 

Ж – полетел жучок.

Р -  затарахтел мотоцикл.

Ш – ползет и шипит змея.

Ф – зафыркал ежик.

 

Волшебный кубик

 

Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.

Правила игры: На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолет, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Ребенок произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолет, то гудит: у-у-у.

«Скажи, как я»

 

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый – в середине круга с мячом. Кидает мяч кому-то из детей, называет слово с интонационным выделением любого звука. Например: (С)лон, забо(Р), ко(Ш)кА.Хочу такой сайт

 

«Дятел»

 

Правила игры: Ребенок рассказывает потешку.:

«Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит».

После этого он изображает дятла: бьет кулаком кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости-мягкости согласного:

Папа дятел долбит – д-д-д, а маленький птенец дятла стучит дь-дь-дь.

Игры и игровые задания для детей 4-6 лет

03.06.2025

«Эхо»

 

Правила игры: Громко произносим: а-а-а-. Ребенок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так любые звуки. Звуки могут быть сдвоенные: ау, иа, ма, ох и т.д.

«Подарки Аленке»

 

Игровой материал: бумага и карандаши.

Правила игры: Когда девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук Ш.

Угадай, какие игрушки могли ей подарить?

Аналогично обыгрываются другие звуки.

   

«Учим негритенка Тома»

 

Правила игры: Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. А у него не получается. Помоги ему.

 

«Тренировка вратаря»

 

Правила игры: В начале игры тренируемся в нахождении первого звука в слове, а затем играем.

Ребенок стоит, руки на поясе. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются со звука З, ребенок пропускает и повторяет. А если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопываются.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.