Логопед
09.06.2025
Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением
Особенности овладения детьми правильным звукопроизношением
Закономерности овладения правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития.
- Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.
- Трудные по артикуляции звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей.
- Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель.
- Возрастное нарушение звукопроизношения проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их), или их заменяют другими звуками, но правильно произносимыми.
- Не позднее 5-6 летнего возраста период нарушения звукопроизношения заканчивается.
Последовательность усвоения звуков
- На 1-2 году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: «МАМА», «ПАПА», «БАБА».
- В период от 2-3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных звуков: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х и звук Й.
- В возрасте от3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поэтому у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения.
- В возрасте 5-6 лет ребенок овладевает звуками сложной артикуляции: Р и твердое Л. У многих детей с хорошо развитой артикуляционной моторикой эти звуки могут появиться и раньше.
Это важно знать и помнить!
- Начиная с раннего возраста необходимо обращать серьезное внимание на состояние звукопроизношения у ребенка.
- Взрослым важно знать и своевременно заметить различия между возрастными и патологическими особенностями произношения звуков речи.
- Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых.
- Если замечено нарушение звукопроизношения, не соответствующее возрасту ребенка, обратитесь к специалисту.
Овладение правильным звукопроизношением является неотъемлемой частью сформированности речевой деятельности ребенка.
- В возрасте от3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поэтому у многих детей именно на этих звуках проявляются патологические нарушения звукопроизношения.
Игры в звуки для детей 3-4 лет
05.06.2025
Заводные игрушки
Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж – полетел жучок.
Р - затарахтел мотоцикл.
Ш – ползет и шипит змея.
Ф – зафыркал ежик.
Волшебный кубик
Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.
Правила игры: На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолет, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик.
Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Ребенок произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолет, то гудит: у-у-у.
«Скажи, как я»
Игровой материал: мяч.
Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый – в середине круга с мячом. Кидает мяч кому-то из детей, называет слово с интонационным выделением любого звука. Например: (С)лон, забо(Р), ко(Ш)кА.
«Дятел»
Правила игры: Ребенок рассказывает потешку.:
«Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит».
После этого он изображает дятла: бьет кулаком кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости-мягкости согласного:
Папа дятел долбит – д-д-д, а маленький птенец дятла стучит дь-дь-дь.
Игры и игровые задания для детей 4-6 лет
03.06.2025
«Эхо»
Правила игры: Громко произносим: а-а-а-. Ребенок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так любые звуки. Звуки могут быть сдвоенные: ау, иа, ма, ох и т.д.
«Подарки Аленке»
Игровой материал: бумага и карандаши.
Правила игры: Когда девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук Ш.
Угадай, какие игрушки могли ей подарить?
Аналогично обыгрываются другие звуки.
«Учим негритенка Тома»
Правила игры: Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. А у него не получается. Помоги ему.
«Тренировка вратаря»
Правила игры: В начале игры тренируемся в нахождении первого звука в слове, а затем играем.
Ребенок стоит, руки на поясе. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются со звука З, ребенок пропускает и повторяет. А если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопываются.